Муниципальное учреждение культуры

ижнеилимская межпоселенческая централизованная библиотечная система"

   

           

 

Соединяющие людей и берега.  Мосты в Илимске.

       В  семейном фотоальбоме  Е. И. Калошиной увидела  вырезанную из газеты «Советская молодежь» от 7 ноября 1972 года статью  Н.Кривомазова «Люди у моста». В то время еще не разлились воды Усть-Илимского моря. Еще стоял в Илимске роскошный деревянный мост, а в двух километрах от него работал мостопоезд  441.  Возводился  бетонный мост, являющийся ныне частью автодороги Усть-Кут-Братск.  Строил  новый мост молодой инженер Анатолий Крискевич, и техники под его руководством было немало. Мост сдадут в эксплуатацию в 1977 году. После начала  затопления в 1974 году и до этого времени перевозки через Илим будут осуществлять  паромом.

      Макет первого моста в Илимске

     В 1972  году корреспондент приезжал в наш район, побывал в Илимске, беседовал со старожилами, посетил в городской школе №1  музей, которым тогда заведовала Евдокия Иннокентьевна Калошина. Процитирую интересный очерк Н.Кривомазова: «Стоит в музее макет моста. Он сделан в 1934 году. Очень красивый макет. Не игрушка. Рабочая модель илимского моста.  Я про него много слышал. Года полтора назад хотел посмотреть на него, да все не получалось».

    Один из илимских дедов, Козлов,  в беседе с журналистом вспомнил, что за макет моста автор получил тысячу рублей (старыми). Интересно, а кто изготовил этот макет? Фамилия не названа. Другой старик, Пушмин, рассказал, что принимал участие в строительстве моста в 1930-ые годы.

    Очень захотелось увидеть этот макет, а заодно и узнать историю моста в Илимске.

    Бывшая жительница Илимска Тамара Ефимовна Прейн рассказала мне, что макет первого моста хранил в клубе ее односельчанин Скрябиков Терентий Степанович, человек,  фанатично  увлеченный историей края.  Он потом будет жить в Хребтовой (кстати, в доме, перевезенном из Илимска – постройки 1906 года), а модель моста перевезут в город, в школьный  музей. После расформирования фондов музея школы №1  макет  моста окажется в историко-краеведческом отделе музея имени М.К. Янгеля  в  Железногорске-Илимском. Заходите в музей посмотреть на это деревянное чудо. Макету моста – 78 лет!

     Мост 1934 года.

     Еще из статьи Н.Кривомазова узнаю, что  для строительства Илимского моста потребовалось решение 17 съезда ВКП(б). Приезжали из Ленинграда в Илимск научные сотрудники. Исполнителем по постройке моста был А.Житник,  руководителем бригады - И.Сазонов.

Вот выдержки из приказов 1934 года: «Точное прикрепление сотрудников института к определенным производственным точкам дало положительные результаты как по производству, так и научно-исследовательской работе».«Выдачу продовольственного пайка производить в зависимости от выполнения норм выработки».  «Всю работу, проводимую т.Житник по постройке моста, считать правильной». Можно только представить, как было трудно первым строить этот мост. Какая в 30-ые годы могла быть техника? 

    И вот ведь, как всё в нашей жизни взаимосвязано – вдруг написал на сайте «Одноклассники» Анатолий Николаевич Закопырин, работающий сейчас над книгой «Записки начальника Братскгэсстроя». Он тоже вспомнил про мост и спросил, нет ли фотографии моста в Илимске, который строил Владимир Филиппович Изаак. Фотографии моста нашлись и в архиве Анатолия Степановича Бубнова, и в музеях города. От Нелли Изаак, проживающей ныне в Германии, узнаю, что это ее отец был   в 1949 году старшим прорабом перестройки Илимского моста. Нелли тоже отправила несколько фотографий и попросила своего брата Виктора написать всё, что он знает о  работе их отца по строительству моста в Илимске. Чувствуется, с каким волнением человек  вспоминал.

      Мост 1949 года

     Из воспоминаний Виктора Изаак: «В 1947 году отец и мать были освобождены от " трудовой армии" под Решётами в Красноярском крае, куда они попали по указу Сталина от 30 августа 1941 года. Но это была не полная свобода и отца по направлению отправили в Каймоново Усть-Кутского района, где был построен первый мост отца на Ангаро-Ленском тракте через реку Кута. И это была как бы репетиция перед строительством Илимского моста. На самом деле мост в Илимске стоял уже давно, но многие элементы его сгнили настолько, что требовалось почти полная замена. Поэтому, говоря о реставрации моста, нужно понимать, что его по сути заменили целиком. Мост длиной 177,6 метра со сквозными пролетами представлял  собой три фермы Гау-Журавского длиной 55 метров каждая с проездом по низу. (Примечание: Американец Гау разработал конструкции деревянных мостов, а русский инженер Д.И.Журавский их усовершенствовал и видоизменил, сделав расчеты). Особенности конструкции моста  были таковы, что сгнившие элементы можно было менять, не разбирая всей системы. Строительство моста осуществлялось в1949-1950 годах.  Мост считался очень важным объектом на Ангаро-Ленском тракте, являющемся важной транспортной артерией в снабжении Усть- Кута и Якутии.

     В строительстве принимали участие около 300 человек, подавляющая часть которых не держала в руках топора. А принцип был таков: Вот вам лес, пилы, топоры, один 80- сильный трактор, три полутонные лебёдки и лошади. Работали в три  смены. Стук топоров эхом раздавался над Илимом. Отец мне рассказывал, что засыпал под этот стук, и если ночью звук прекращался, то он тотчас просыпался и шёл к мосту - что-то случилось. А ещё мне нравился рассказ о работе лошадей. Лошади были незаменимыми помощниками при заготовке и вывозке леса. Лошади тащили бревна до эстакады. Затем по бревенчатым эстакадам бревно поднималось теми же лошадями, и в какой-то момент падало в " лесовоз", и без всякой команды лошадь сама возвращалась на исходную позицию.  Гвоздей на стройке не было, поэтому сжигали прогнившие конструкции, а старые гвозди, костыли, прошедшие процесс закалки, шли в дело. Семь тысяч отверстий под металлические тяжи  просверлили вручную. Комиссия, принимающая мост в эксплуатацию, подъезжая к мосту, не без юмора отметила: "Какой красивый железный мост". Говорят, (от отца я это не слышал), что во время испытания  моста, когда по нему проходили большегрузные автомобили, отец, как в добрые старинные времена делали инженеры, стоял под мостом в знак того, что "я во всём уверен". Во время наполнения Усть-Илимского водохранилища в январе 1976 года мост затопило, а затем льдом сорвало мост с быков. Я родился в больнице  Илимска, это недалеко от моста. Уже в 80-х годах построил в родных местах  дачу и ещё долго наблюдал, как плавала, прибившись к берегу, одна из решетчатых ферм Гау –Журавского».

     Анатолий Степанович Бубнов сказал, что деревянный мост в Илимске сжечь было невозможно, так как брусья и бревна были пропитаны специальным составом.  Люди вылавливали просмоленные части моста и использовали их для постройки здешних дач.

     Н.Кривомазов завершил свою статью такими словами: «Мосты соединяют людей как берега». Лучше и не сказать!

                                                                                                                                                                         Подготовила Ирина Шестакова.

 

При использовании материалов ссылка на сайт www.ilim-lib.narod.ru обязательна!

При использовании фотографий указание авторства обязательно!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© МУК "Нижнеилимская МЦБС" 2009-2012

mailito:ilimlib@yandex.ru

665653 Иркутская область,

г.Железногорск-Илимский,8 квартал, дом 23

тел. 8(39566)32815

факс 8(39566)32815

Яндекс.Погода  Праздники России Яндекс.Метрика      
Hosted by uCoz
Rambler's Top100
Hosted by uCoz

 
Hosted by uCoz