|
||
История края в работах юных исследователей В конце марта в ЦРТДиЮ имени Г.И.Замаратского прошла районная краеведческая конференция, посвященная 75-летию Иркутской области, 20-летию Музея просвещения Нижнеилимского района и Году истории России. Центральная библиотека сотрудничает со многими учреждениями, поэтому в работе конференции приняли участие и наши сотрудники, войдя в состав оценочных комиссий. Традиции проводить школьниками поисково-исследовательские работы по краеведению более пятидесяти лет. Началось изучение истории края молодым поколением в Нижнеилимской школе, в которой был прекрасный краеведческий музей, а у ребят – возможность участвовать даже в археологических раскопках. Тематика представленных работ и форма преподнесения материалов удивили оценочные комиссии разнообразием и оригинальностью: презентации, видеоролики, раскладные книги, экскурсии, интеллектуальные игры, музейные занятия. Всего было 36 работ. Немного, по сравнению с предыдущим годом, но содержательно. Заглянем в каждую секцию (их было пять). Наибольшее количество докладов (11) прозвучало в педагогической секции с красивым названием «Время выбрало Вас, зажигать души-свечи…». Здесь дети рассказывали о любимых учителях и школах. Диплом первой степени получила Худайбердиева Валерия (Коршуновская СОШ, 8 класс) за работу «Если имя тебе –Учитель!» – об учителе, туристе, краеведе Курлович В.Ф. Валерия поведала об увлечениях, талантах Веры Филипповны, об ее семье и убедила всех, что это очень интересный человек, сохраняющий оптимизм, веру в будущее. Разве много среди учителей таких, которые обошли Илимский край вдоль и поперек, которые увлекаются туризмом и спелеологией? Только в окрестностях Коршуновского Вера Филипповна вместе с ребятами обнаружила около пятнадцати пещер. А есть ли строящие, как этот педагог, собственную яхту? Но, надо отметить, что и о других учителях были представлены замечательные работы. Дети рассказывали о преподавателях как о самобытных личностях с яркой жизнью, изучив и их биографии, и фотоальбомы, используя такие методы, как беседы, интервью. Одна из учениц, Кухарчук Татьяна (Семигорская СОШ, 11 класс) посвятила свою работу школе, показав видеоролик с «наворотами». Что ж, применение современных технологий только приветствуется! В какой, интересно, программе делали? В секции «Культура Приилимья, Приилимье в культуре» предварительно был предложен широкий выбор тем – о творчестве местных авторов, о памятниках, о музеях и библиотеках, о праздниках и культурных традициях. Из девяти докладов мне показалась интересной работа «Памятники Илимска и Восточной Сибири» Третьяковой Александры (Детский дом «Солнышко», 6 класс). Юная исследовательница рассказала об истории Илимской земли, как она сама заявила – «языком памятников». Она нашла материал о памятниках, которые есть в нашем районе, в Иркутской области и в Сибири в целом, но которые так или иначе связаны с историей Приилимья. Я вот и не слышала, что в городе Усть-Куте в октябре 2011 года был открыт памятник атаману Ивану Галкину, заложившему зимовье, от которого пошел город 380 лет назад. Этот человек со своим отрядом весной 1630 года добрался до реки Илим. А знаете ли вы, где находится небольшой памятник Илимским казакам? Его установили неравнодушные к истории своей малой родины люди из районного туристического клуба «Кедр» в 1998 году – В.Е.Гаврилов, А.В.Машнов, А.Д.Семилет. В основе памятника копия иконы Илимских казаков-первопроходцев, закрепленная на символе старообрядческого «перста». Оказывается, в настоящее время икона на памятном знаке пропала и решено ее восстановить 12 июня 2012 года – в день гибели Владимира Евгеньевича Гаврилова. Много и других интересных историй и фактов в работе Александры. Вот, например, в п.Никольском на острове Беринга есть памятник В.Берингу. Оказывается, только в 1991 году были сделаны раскопки на месте захоронения Беринга, по черепу сделали реконструкцию его облика и увидели, что он не похож на портрет в энциклопедиях и учебнике географии. Это была ошибка истории. Был до этого представлен портрет его племянника. Начинаю просматривать другие работы, зачитываюсь – да они все интересны! Да, сложно было их оценивать. Но, кому-то, может, просто удалось выразительнее и эмоциональнее донести их до слушателей. Хороша работа Ладных Виктории (СОШ имени М.К.Янгеля п.Березняки) –«Дом культуры – очаг культуры на селе». Фотографии, текстовой и документальный материалы наглядно размещены на «раскладушке». Калашник –Бисеровой Екатерине Яковлевне – рукодельнице, проживающей в поселке Брусничном, посвящена работа «Мастер – золотые руки» Телковой Марии (Брусничная СОШ, 8 класс). В доме этой женщины – удивительный мир рукотворной красоты. Екатерина Яковлевна умеет превращать обычные бутылки в прекрасные вазы, занимается пэчворком – лоскутным творчеством, создает картины в разных техниках, увлекается бисероплетением, осваивает технику «квиллинг» и «газетные трубочки». Видя ее работы, хочется самому творить. На фото все увидели удивительные работы мастерицы. Васильева Анастасия (Радищевская СОШ, 7 класс) в докладе «Скромная прелесть цветка…» проанализировала, как илимские поэты описывают красоту цветов. А Огибенина Дарья (Радищевская СОШ, 9 класс), назвав свою работу «Какое чудо на холстах…» исследовала лирику местных авторов и пришла к выводу, что много стихотворений поэты (и Г.И.Замаратский, и А.Д.Кузнецов, и А.А.Веревкин) посвятили картинам известных мастеров. А первое место в этой секции было отдано совместной работе Дюжева Александра и Кесарева Максима (Новоигирменская СОШ №3, 7 класс). Работу ребята назвали «Здесь Родины моей начало» и рассказали о перевезенных из зоны затопления домах. Как жаль, что свой труд они забрали, и мне не удалось его посмотреть, но по названию чувствую, что работа интереснейшая. А электронный вариант оставили в Музее просвещения? Вот секция «Человек в истории. Приилимье XX-XXI в.в.» (6 работ) Один из учащихся отметил, что людей с интересными судьбами очень много. И работы юных краеведов это утверждение доказали. Белореченская Ксения (Брусничная СОШ, 9 класс) представила работу «Гордость нашей школы» - о своей сестре Анастасии, которой очень гордится. Ее сестра принимала активное участие в жизни школы и поселка, в 2010 году окончила школу с золотой медалью, которая была вручена ей на губернаторском балу в Иркутске губернатором Д.Мезенцевым. Сейчас она учится на втором курсе в Байкальском государственном университете экономики и права, и ее фото на доске почета среди тех, кем гордится университет. Ксения отметила, что и сама старается быть такой же активной, как сестра – также поет, участвует во многих конкурсах, является членом краеведческого кружка, участвует в озеленении поселка и хорошо учится. О коренной илимчанке, выпускнице Нижнеилимской школы и просто о добром, ответственном человеке - о Погодаевой Галине Константиновне поведал Михайлов Алексей (Рудногорская СОШ, 10 класс). Галина Константиновна проживает в Рудногорске с 1972 года, работала воспитателем, затем методистом и заведующей детсада. Великолепно преподнесен материал о творческом пути художника, поэта Москвитина В.К. Эту работу выполнила Сизых Наталья, учащаяся 11 класса из п.Березняки. Попутно она рассказала и о поэтессе из своего поселка Барахтенко Людмиле. Да, уж, не следовало бы сразу о двоих рассказывать, каждый заслуживает отдельного внимания! Первое место среди рассказчиков об интересных людях Приилимья у Бородулиной Марии (Железногорская СОШ №4). Ее исследование посвящено почетному гражданину Нижнеилимского района Перфильеву Казимиру Ивановичу. Она раскрыла тайны заслуг этого человека. В секции «Илимская семья: прошлое и настоящее» (4 работы) комиссия сразу трем работам присудила первое место. Клавдия Подшивалова (Янгелевская СОШ, 6 класс) свою семью представила в стихах, которые сама сочиняет вместе с мамой. Глубоко исследовал свою родословную Мельник Евгений (Железногорская СОШ №5, 10 класс). А Дорош Егор (Радищевская СОШ, 10 класс) назвал свою работу «Икона моей прабабушки», посвятив ее семейной реликвии. В секции «Конкурс интересных музейных дел» (6 докладов) присутствующие ознакомились с методикой проведения музейных мероприятий. Учащиеся делились опытом проведения краеведческих игр, музейных занятий, рассказывали о «заморочках» - находках своих школьных музеев. Гаврилова Елизавета в своей работе «Величальная песнь колоколов» (СОШ №5, 10 класс) с вдохновением при музыкальном сопровождении рассказала о колокольных звонах как явлении русской православной культуры и заняла первое место. Орлова Елена (Рудногорская СОШ, 9 класс) проинформировала об особенностях проведения краеведческих игр в школьном музее «Илимская пашня», о том, как изучали влияние интеллектуальных краеведческих игр на развитие умственной деятельности учащихся, и сделала вывод, что краеведческие игры положительно влияют и на посещаемость музея. Огородникова Ирина (Радищевская СОШ, 10 класс) провела игру среди присутствующих, проверив знания биографии М.К.Янгеля. Виртуальную экскурсию «История денег советского периода с 1961 по 1991 годы» провел Святка Алексей (Радищевская СОШ, 9 класс). Представил коллекцию денег и рассказал об интересном периоде истории. Язык денег не всегда сразу понятен, но изучая их, можно узнать много нового о событиях прошлого. Алексей провел социологический опрос с целью выяснения следующих фактов – какова покупательная способность монет из коллекции школьного музея, какими были заработная плата, стипендия, какие интересные истории происходили с людьми и деньгами в тот период истории. Узнал много интересного. Например, что можно было купить на эти деньги. 1 коп – коробок спичек, кусочек хлеба в столовой, простой карандаш, стакан газированной воды без сиропа в автомате. Алексей привел интересный факт из жизни: Цезерева Галина Ивановна (учитель английского языка в Радищевской СОШ) вспомнила, что в детстве собралась в кино, билет ей не дали, т.к. не хватало одной копейки. Этот случай она запомнила на всю жизнь, сейчас без одной копейки можно купить даже вещь, копейка принципиального значения не имеет, а тогда копейка имела вес. Не зря ведь говорили: «Копейка рубль бережет». Узнал о таких явлениях как «барахолка», «блат». Изучая деньги советского периода, окунулся в социалистическое время, в котором жили его родители, дедушки и бабушки. Сделал вывод, что и в то время не все люди в нашей стране жили хорошо. Хотя многое из того времени можно было бы сохранить для нас. Савельев Глеб (Железногорская СОШ №4, 6 класс) рассказал об экскурсиях, о добрых традициях школьного музея. Пребывая на этой конференции, хотелось послушать всех сразу, побывать во всех секциях, увидеть, полистать все-все работы, посмотреть все слайды. Новых вам исследований, юные краеведы! Шестакова Ирина. |
||
|
|
|