МУК «Нижнеилимская МЦБС»

 

 

 

 

Библиотечная панорама

Выпуск №5

 

 

 

 

В этом номере:

«Модельная библиотека на селе»

«Роль библиотек в патриотическом и духовно-нравственном воспитании юных граждан России!».

Правовое просвещение в библиотеках

Работа библиотек района  в Год семьи

Опыт коллег

 События 2009 года

«Одиннадцать советов от детского писателя Вадима Левина, чтобы превратить чтение в удовольствие»

 

Мегапроект «Модельная сельская библиотека» реализуется в рамках федеральной целевой программы «развитие культуры России на 2006 – 2010гг., осуществляется НФ «Пушкинская библиотека» совместно с Министерством культуры РФ с 2001г. на конкурсной основе. Желающие подают заявки, их рассматривают (достаточно сложно получить). В 2008году три заявки выиграла Иркутская область, благодаря директору областной научной библиотеки О.К.Стасюлевич. Ожидалось, что МСБ получат близлежащие к Иркутску библиотеки, поэтому радости нашей не было предела, когда стало известно, что одну заявку на участие отдают Нижнеилимской ЦБС. Две заявки получили библиотеки Усольского района. Конечно, проблем с организацией модельной библиотеки много. Но когда в библиотеке п.Березняки уже  стоят светлые новые стеллажи, читательские столы, чувствуешь, что это возможно, как стала возможной командировка Т.А.Кисель в Москву на обучающий семинар в рамках этого проекта.

 

Обучающий семинар для участников проекта

«Модельные сельские библиотеки»

Москва 24 – 28 ноября 2008 год

 

     Позади трое с половиной суток пути на верхней полке поезда «Тында – Москва». Столица встретила дождём и сильным ветром. А вот сотрудники некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» принимали тепло. Впрочем, всё по порядку.

    День первый. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Встречу открыла Татьяна Львовна Манилова – начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ. Она рассказала о пятнадцатилетней истории  проекта «Модельные сельские библиотеки». На современном этапе этот проект часть Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010гг.)», которая предусматривает кроме модернизации сельских библиотек: программу сохранения национальных фондов (8 подпрограмм); создание сводных каталогов; открытие электронных и мобильных библиотек.

    В 2008 году планируется  создать 44 модельные библиотеки. На это будет израсходовано 16 миллионов рублей. Открытие модельных библиотек в этом году осуществляется с опозданием, т.к. Росфиннадзор провёл проверку и обнаружил нарушения при передаче имущества с федерального уровня на муниципальный. Но, как заверила нас государственная служащая, до конца года все библиотеки получат обещанный комплект техники и книг.

    Затем выступали представители НФ «Пушкинская библиотека». Генеральный директор и его заместитель владеют ситуацией и  честно признались, что в отдалённые регионы  компьютерная техника, комплекты книг и компакт дисков (700 +300) придут с опозданием, только в начале следующего года. Цель обучающего семинара  была обозначена следующим образом – показать, как развиваются муниципальные библиотеки, как используют они новые технологии и выработать у слушателей мотивацию для работы на местах. Поэтому все последующие дни слова «модернизация», «инновации» и «позиционирование» были ключевыми у каждого из лекторов.

     Закончился первый день обзорной автобусной экскурсией по Москве. Небо в столице низкое, кажется, облака цепляются за верхние этажи высотных зданий. Экскурсовод – дама в возрасте, влюблённая в Москву и Пушкина. Весь обзор сопровождала строками Александра Сергеевича и других поэтов. Мы совершили пешую прогулку по Красной площади, проехали по Садовому кольцу, посмотрели из окна автобуса на современный деловой район Москвы (этакий Манхэттен), пробежались по итальянскому торговому центру, полюбовались вечерней Москвой с Воробьёвых гор, и закончилась экскурсия многочасовой автомобильной «пробкой» по дороге к гостинице «Восход», где нас накануне разместили.

      Больше автобусом по Москве мы не передвигались. Только на метро. Рядом с  гостиницей находится станция метро «Владыкино», где мы собирались каждое утро и, ориентируясь на сопровождавшую нас девушку Олю, отправлялись в очередную библиотеку. Кто из коллег добирался самостоятельно, испытывал трудности при поиске самих библиотек, даже крупных. Как правило, вход у них - со двора.

    День второй. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы. Овальный зал.

   Здесь собраны трофейные книги времён Великой Отечественной войны. На встречу с нами пришла редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга Константиновна Громова. Её супруг – переводчик ИФЛА – часто ездит за границу на конгрессы и Ольга Константиновна с ним «прицепом» (О.К.). Как правило, после международной встречи Громовы задерживаются в принимающей стране на неделю и изучают её библиотеки. Кроме того, у Ольги Константиновны большой практический опыт работы в российских библиотеках. Она представила нам две презентации. Обе они касаются темы «Открытая библиотека – как средство привлечения к чтению». Конкретность, образность и доступность – всё это присутствовало в выступлении Ольги Константиновны. С её презентациями можно познакомиться в методическом отделе. Они помогут правильно организовать библиотечное пространство и выставки.

       Во второй половине дня мы отправились в ЦБС «Кунцево». Она организована в 1977 году. В этом районе проживает три миллиона человек. Их обслуживает 8 взрослых и 6 детских библиотек. Многие библиотеки именные. Здание центральной библиотеки имеет овальную форму с внутренним двором. Директор библиотеки провела экскурсию. Библиотека отказалась от читального зала, объединив его фонды с абонементом. С особой гордостью гостям показывают отделы «Дамский мир», медиаресурсов, литературы на иностранных языках. В библиотеке установлена параболическая антенна, позволяющая принимать 350 каналов. Ещё одно нововведение – графотека. Это собрание репродукций известных картин в раме, которые выдаются читателям на дом за символическую плату на определённый срок. Постерами  называют их работники. Приведу пример позиционирования. Директор расхваливает пресс-кафе: плазменный телевизор, Интернет, гостеприимная хозяйка, выпечка по-домашнему. На самом деле оказался буфет, напичканный современной техникой с выпечкой из полуфабрикатов. Но благодаря рекламе каждая из нас заглянула туда на огонёк и оставила там определённую сумму денег. А библиотека действительно шикарная. Но и вложено в неё немало средств. В отделе краеведения, например: каждая открытка с видом Москвы в деревянной рамочке. А иначе - не смотрится. Средний возраст работников библиотеки – чуть старше пятидесяти лет. И это характерно для всех московских библиотек. Чуть подробнее познакомились с информационно-библиографической работой ЦБ. Библиомобиль, заявленный в программе, нам так и не показали. Методические материалы, предоставленные этой библиотекой: «Перспективные технологии информационно-библиографического сервиса библиотек ЦБС «Кунцево», «Организационное проектирование: опыт стратегического управления библиотек ЦБС «Кунцево» и  некоторые библиографические наработки в электронном виде.

     Третий день начался с выступления Славы Григорьевны Матлиной, ответственного редактора журнала «Библиотечное дело». Некоторые из сельских библиотекарей были с ней знакомы ещё до обучающего семинара. Матлина много ездит по регионам страны. Курс об инновационных моделях муниципальных библиотек у Славы Григорьевны рассчитан на 72 часа. Поэтому рассказать о приемах раскрытия книжных и электронных ресурсов, об организации библиотечного пространства и создании привлекательного образа библиотеки за три часа можно только в общих чертах. Обо всём этом информация в электронном виде в методическом отделе.

      Затем из НФ «Пушкинская библиотека» вместе со Славой Григорьевной мы отправились в самую интеллигентную библиотеку столицы – библиотеку имени А.П.Чехова. «В два голоса» Матлина и директор Чеховки рассказали об истории и  сегодняшнем дне библиотеки. Библиотека стала мемориальной лишь в 1954 году, хотя насчитывает семидесятилетнюю историю. Фонд и система каталогов и картотек библиотеки в состоянии ответить на любой запрос о А.П.Чехове. Есть картотеки героев чеховских произведений, цитат, фабул, фильмов и т.д. Библиотека является равноправным членом чеховского фонда АН России. Здесь успешно работают творческие объединения читателей. Библиотека имени А.П.Чехова всех нас просто очаровала своей органичностью и действительно интеллигентностью.

День четвёртый. Мы стали гостями библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева. Библиотеке более 120 лет. Историческое здание библиотеки снесено и сегодня она размещается в комплексе строений– памятников регионального значения. Библиотека оригинальная. В ней гармонично объединяются элементы постройки XVIIXIX веков и современные интерьеры. Свой двор, свой архитектор, свой художник… и своя неповторимая  атмосфера. Каждый работник библиотеки должен уметь водить экскурсии по ней. Здесь впервые нашу группу из сорока человек разделили на три подгруппы и с толком, с расстановкой познакомили со всеми  отделами и секторами. Выставочно-экспозиционные площади находятся в ведении мемориального отдела. Их материалы рассказывают об истории библиотеки, о благотворительнице В.А.Морозовой, на пожертвования которой и была открыта читальня. Отдел связей с общественностью занимается массовой работой с читателями. Кроме этого в библиотеке есть абонемент, медиатека, читальный, справочно-информационный, франко-немецкий зал, книгохранилище, Тургеневская гостиная и конференц-зал. В последнем,  мы прослушали и посмотрели презентацию директора на тему «История массовых библиотек России». В Тургеневке уделяют должное внимание повышению квалификации работников. У библиотекарей есть дни самообразования, когда они изучают работу других секторов и отделов, при приёме на работу и аттестации – автотестирование. Библиотека полностью автоматизирована и компьютеризирована.

Затем мы переехали в Российскую государственную библиотеку, именуемую Ленинкой. Здесь всё поражает. И масштабы библиотеки, и обилие читателей. Везде очереди. И студенты, и седовласые мужи. Студенты, получившие по требованию стопки книг, выглядят просто счастливыми. Сразу вспомнилась студенческая пора. А ещё фильм «Москва слезам не верит», героини которого пошли в Ленинку  состоятельных женихов искать.

Контроль на входе в библиотеку очень жёсткий и без церемоний. Фотографировать нельзя. Обедали мы в столовой, есть ещё буфет. Кстати, библиотеки предпочитают иметь на своей территории буфеты или пресс-кафе. И директора библиотек обращали наше внимание на тот факт, что при закрытии «общепита» происходит отток читателей.

Началась экскурсия. В экскурсоводы нам досталась увлечённая библиотечная дама. Когда все подгруппы уже освободились, наша была ещё на полпути к выходу, продолжая постигать «секреты» Ленинки. В первую очередь нас познакомили с историей библиотеки и  Музеем книги. Таких музеев во всём мире не наберётся и десятка. Сегодня Российской государственной библиотеке требуется ремонт. Красота и величие её поблекли.

День пятый – последний. НФ «Пушкинская библиотека». Выступает Андрей Викторович Лисицкий. Он координатор проектов НФ, доцент кафедры культурологии одного из московских университетов. «Школа библиотечного лидерства» - одно из детищ Лисицкого. Сделать библиотеку центром местной жизни, а библиотекаря новатором, генератором перемен, способным изменить к лучшему окружающую реальность - вот задачи «Школы…».  Для этого отработаны простые, но эффективные технологии.  Подробнее с этим проектом можно познакомиться в сборнике статей «Школа библиотечного лидерства: библиотека строит местное сообщество».

Затем была встреча с консультантом из Министерства культуры. Порядок передачи собственности с федерального на муниципальный уровень, заполнение договора хранения – вот темы консультаций.

     И закончился наш обучающий семинар знакомством с 10-й Международной ярмаркой интеллектуальной литературы. Состоялась она в Доме художника и пользовалась огромной популярностью у москвичей. Среди её посетителей было много школьников и молодёжи. В течение дня проходили презентации книг. Во время нашего посещения ребятишек приглашали познакомиться с детской философией. Стенд журнала «Сибирячок» из Иркутска был пуст. Библиотеки России экспонировали выпущенную ими специальную литературу, ЦГДБ им. Гайдара - электронный путеводитель по своей библиотеке, Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г.Паустовского - диск «Символы России». На выставке глаза разбегаются от обилия хороших и умных книг.

    Так закончился последний день обучающего семинара в Москве. Остаётся только нанести визит вежливости московским родственникам и отправиться в обратную дорогу. Впереди много работы. Есть задумки. Были бы деньги!

                                                                             Кисель Т.А. – заведующая модельной       

                                                                                                                 библиотекой №7 п.Березняки

 

 

 

Растим патриотов Отчизны своей.

Роль библиотек в патриотическом и духовно-нравственном воспитании юных граждан России.

 

                    Так называлась межрегиональная научно-практическая конференция, которая проходила в г.Иркутске  на базе областной детской библиотеки им.М.Сергеева  18-20 июня 2008 года.

                 В ней приняли участие свыше 100 руководителей и сотрудников федеральных, областных, краевых детских библиотек из Москвы, Перми, Владивостока, Красноярска, Читы, Новосибирска, муниципальных и школьных библиотек Иркутской области.   И мне выпала возможность  поучаствовать в этой конференции, познакомиться с опытом работы других библиотек. Из выступлений было видно, что патриотическое воспитание всегда находилось в центре внимания библиотек. Участники конференции подчеркнули повысившуюся  роль краеведения, которое призвано помочь подрастающему поколению осознать связь со  своей Родиной, воспитывать у детей любовь к своей земле, языку, культуре.  Говорили о том, что необходимы такие формы и  методы работы, которые доходили бы до души  ребёнка, были ему интересны и давали результат.  Нельзя проводить мероприятия ради галочки. Детские библиотеки сегодня – это содружество традиционной  печатной продукции и новых  электронных технологий, вся деятельность библиотек  связана с духовно-нравственным  и    патриотическим  воспитанием.

   Были названы и проблемы, снижающие  

   эффективность работы библиотек:

     - недостаточное финансирование;

     - слабый уровень материально-технической базы

       библиотек;

     - не всегда библиотеки рассматриваются властными

      структурами, как важное  звено воспитательной работы

      и др.

 Принимая во внимание значимость и актуальность  темы,            участники конференции  рекомендовали библиотекам, обслуживающим детей и подростков:

- развивать и совершенствовать работу по патриотическому   воспитанию;

 - укреплять взаимодействие с местным сообществом,    партнёрские отношения  с  властью, общественными        организациями, средствами  массовой    информации;

 - принимать активное участие в разработке  проектов и  программ в сфере патриотического воспитания детей и молодёжи;

 - в целях улучшения качества просветительской, историко- краеведческой  деятельности библиотек шире использовать методы рекомендательной краеведческой  библиографии, расширяя ресурсы библиотек путём          создания собственных краеведческих баз данных.

 

Участники конференции обратились к Департаменту культуры и архивов Иркутской области

 - содействовать выделению средств на комплектование муниципальных  библиотек;

 - уделять особое внимание проблемам развития библиотечной отрасли, в т.ч. модернизации и

   техническому переоснащению детских и сельских  библиотек;

 - предусмотреть финансирование общественно-значимых  проектов по патриотическому воспитанию подрастающего  поколения среди библиотек области.

      Работа по формированию у детей и подростков патриотического сознания, любви к Отечеству, воспитанию национального достоинства, основанного на знании истории страны, своей малой Родины – задачи, которые должны ставить перед собой библиотеки.

Храпкова  Г.И.- методист МЦБС

 

Сукиасян Э.Р. советует, предлагает, учит, критикует.

Как-то не получается регулярно читать профессиональную периодику, а тут взяла в руки один из последних номеров журнала «Библиотека» (№9 за 2008г.) и  весь его проработала.  В основном, в журнале  статьи «милых фей», которые пишут практически все только о бравурно-хорошем, не вызывающем споров. Извещают о том,  как они решают проблемы чтения, о модернизации библиотек, о том, какие проводятся эффективные мероприятия и т.п.  На  фоне этой информации  каким-то особым стилем, интонацией, затронутыми  в ней проблемами выделилась статья Эдуарда Рубеновича Сукиасяна. Я  почувствовала желание поспорить с этим, как мне показалось вначале, брюзжащим  профессионалом (бесспорно!) своего дела. Кстати, он и сам упомянул о том, что часто получает отклики от библиотекарей, которые  задают ему вопросы, не всегда с ним соглашаются, даже обижаются. Кто же он такой?  Эдуард Сукиасян,  главный редактор ББК, давний сотрудник РГБ (ранее – ГБЛ),  библиотековед, специальный корреспондент журнала «Библиотека». Возникло желание прочитать другие его статьи. Оказывается, они публикуются  довольно часто в рубрике «Деловое досье. Беседы о профессии». О каких только  аспектах библиотечной деятельности он не ведет речь! При этом часто обращается к опыту за рубежом, что несколько раздражает.  Иногда кажется резким и категоричным. И все же, как порой прав Сукиасян Э.Р.! «Пробежимся» по его статьям, а там, уж, сами решайте, соглашаться или нет с мнением этого человека. Вот «выжимки» из его статей.

Наша работа и наше здоровье (2008, №2)

Качество нашей работы зависит от настроения, а настроение от здоровья. Мнение одного американского деятеля: « Любому читателю хотелось бы видеть в библиотеке красивых, жизнерадостных, улыбающихся библиотекарей. От библиотекаря должно исходить тепло, его энергия передается читателям, его настроение определяет микроклимат в библиотеке». Сколько у нас болеют, знают все. В США в библиотеках трудно встретить курящего человека. «Болеть» там невыгодно: оплачивается всего 12 дней в году, но если их не использовать, можно эти дни присоединить к ежегодному отпуску (они будут оплачены), или взять в любое время.  Кстати, отпуск там всего две недели. Сегодня, принимая сотрудника на работу, не интересуемся состоянием его здоровья. Наша профессия считается легкой, но это не так. Еще в «Красном библиотекаре»: «Работа в помещении, наполненном книгами, на которых скопляется много пыли, лазанье по лестницам вверх и вниз за книгами, постоянная перестановка их, разговор с многочисленными и различными посетителями, выдача книг, все это не может быть отнесено к легким работам. Библиотекарь должен иметь здоровые легкие и сердце, крепкие выносливые ноги и здоровые нервы». Прошло много десятилетий.  Пыли меньше не стало. Это сильный аллерген. Это наше профессиональное заболевание. Должна быть нормой ежегодная диспансеризация с флюорографией.  Организм должен гонять кровь, тогда и голова будет светлая. Но как иногда трудно заставить себя побегать, даже в пределах библиотеки! У нас любят посылать читателя, долго объясняя, куда ему надо пойти. Мы, как правило, не занимаемся спортом, не ходим в тренажерный зал. Потому и миримся с усталостью, с головной болью. Многие не научились регулировать свое настроение. Мало ли что могло случиться дома или по дороге на работу, к коллегам и к читателям это отношения не имеет. Не вредно почаще перечитывать должностные инструкции. Впрочем, библиотекарь, придя на работу, остается семейным человеком. Иногда надо поговорить с близкими, со своими детьми. Сегодня появились «мобильники». Мы часто говорим долго, с удовольствием и не по делу. У нас еще не принято, как за границей, при входе в библиотеку выключать свои мобильные телефоны. «Входящие» должны быть сведены к минимуму, а «исходящие» ограничены крайней необходимостью. Наше настроение и здоровье отражаются на лице. От того, как мы воспринимаем читателя, зависит многое. Не надо читателей  бояться, проще признаться, что чего-то не поняли, не расслышали. В конце концов, мы и не должны разбираться в тонкостях разных наук. Нужно улыбнуться и произнести волшебную фразу: «Давайте поищем вместе!»

Раз пришли в библиотеку на работу, работать надо с удовольствием, с хорошим настроением.

«О традициях, хороших и плохих» (2007, №9)

Сукиасян Э.Р. обратил внимание, как любят библиотекари  рассказывать о своих достижениях. Но иногда надо смотреть на современную публичную библиотеку глазами ее читателей.  Может, их спросить о том, в каком направлении расти и развиваться? За океаном никому не приходит в голову закрывать библиотеки, сокращать их финансирование, говорить об их ненужности. Это у нас поднимается вопрос о возможной замене книг и библиотек Интернетом, сокращении числа читателей.

В США Интернет есть в каждой семье, а библиотеки работают. Дело, коллеги, в нас самих. В большинстве библиотек не бывало не только «вышестоящих начальников», владельцев крупных ООО и ЗАО, военного комиссара, начальника отдела внутренних дел,  но и депутатов, директоров находящихся рядом школ, главных врачей.  «К нам такие не ходят. Мы работаем для простых людей». И вопрос к библиотекарям: «А вы сами к ним  ходили?». «Деньги, что ли просить? Никогда не дадут». Да нет, не за деньгами, а предложить сотрудничество, пригласить к себе на мероприятие. У нас принято сидеть внутри библиотеки. Мы готовы обслужить каждого, кто к нам войдет. Но библиотека с сидящим внутри нее библиотекарем не очень заметна в микрорайоне. Наш библиотекарь, здороваясь, задает вопрос: «что вам надо?» Американский относится к читателям в зависимости от того, как часто тот ходит в библиотеку (многих он знает не только в лицо, но и по имени), а если появляется «редкий гость», то смотрит на него с улыбкой, произнося что-то невозможное для нас: «Мир перевернулся, кого я вижу! Как это получилось, что вы вспомнили обо мне?» В Америке ходят не в библиотеку, а к библиотекарю: поговорить, посоветоваться. Фонд открыт, но подходят к библиотекарю, доверяют его совету. Библиотеку надо сделать по-настоящему публичной, объединить фонды абонемента, читального зала, закрытого книгохранилища – организовать единый фонд, к которому примыкает помещение читального зала. Издания, которые не выдаются на дом, показать особо. Читателям совсем не нужны наши отделы: отдел абонемента, отдел читального зала, библиографический отдел, краеведческий отдел. Читатель приходит в библиотеку и ему не понять, почему большая часть фондов доступна лишь в читальном зале, да и то через каталог, почему нельзя выбрать книгу на полке?  Простой прием, с помощью которого можно узнать реальную посещаемость: отметить, сколько раз читатель приходил за книгами за год, опуская их в отверстие в стене. А ведь библиотеки бюджетные, бюджет собирается из различных отчислений, из налога, который все платят. Девушка – хозяйка библиотеки. А мы – обслуживающий персонал. Наши читатели здесь хозяева. Книгу у девушки нужно было принять.

У  Эдуарда Рубеновича цикл статей о профессиональных качествах библиотекаря, его знаниях, умениях, навыках. Он пишет о том, как родилась наша профессия, как сильно она захватывает людей умных и начитанных;  о том, что стать хорошим библиотекарем, не читая специальной литературы, книг и периодики, нельзя. Интересны в одной из его статей сведения о библиотечном почерке, о людях, которые его разработали. Оказывается, «в России еще в 19 веке при поступлении на работу проводились «испытания»: кандидат писал под диктовку одну-две странички текста. Могли и не принять – работа в библиотеке считалась государственной службой». Писать нам по-прежнему приходится много, не везде компьютерная печать может заменить руку библиотекаря. Библиотечный почерк – элемент нашей профессиональной культуры. А главным инструментом библиотекаря является его речь. Сукиасян советует, как говорить при выступлениях, как работать над исправлением речевых дефектов.  Напоминает, что «нельзя в библиотеке повышать голос, здесь громко не разговаривают».

 

За границей не надо записывать в читательском формуляре – это сделает автоматизированная система.  Необходимо быстрее и нам организовать автоматизированную регистрацию, тогда и для читателя найдется время.

Все меньше радуют электронные каталоги.  Они не позволяют выполнить качественно справку. В ответ на заданные слова приходят сотни ссылок.  Мы незаметно переводим себя в низшую категорию, перестаем заниматься читателями. Развращают платные услуги. Возникает желание побольше выдать за деньги. И образ библиотеки утрачен. Мы должны быть всегда рады читателям, ведь они приходят к нам с надеждой, что встретят здесь понимание. Не теряем ли мы что-то ценное, составляющее суть нашей профессии.

Этика в нашей повседневности. (2007, №8)

Российской библиотечной ассоциацией принят Кодекс библиотечной этики. Однажды  видел, как на абонемент забежала девушка в пальто, и тут же выскочила обратно, так и ушла с книгой. Ей сказали в приказном тоне: «Выйдите, девушка, разденьтесь и зайдите снова». У нее не стали принимать книгу. Так приобрели должника, потеряв читателя. А за рубежом можно сдать книги, даже не заходя в помещение, Еще он утверждает: «Хотите работать в библиотеке – совершенствуйте себя сами. Такова наша профессия». Считает, что библиотекарь должен владеть терминологией, знать, что у книги как называется (элементы книги), разбираться в других терминах.

О статистике: За рубежом никто не борется за показатели. Статистику выдает машина. Главный показатель во многих зарубежных странах – процент охвата населения. У нас же главное – это число читателей, посещаемость, книговыдача. У нас засорены фонды. Много книг устаревших, потерявших ценность. Надо, чтобы показатель «очищения» фондов превышал количество новых поступлений. В библиотеке совсем не обязательно должно быть много книг! Все иметь в одной публичной библиотеке невозможно. Пора нашу статистику сделать работающей!

О расписании: Надо открывать публичные библиотеки рано утром, а закрывать поздно вечером.  За рубежом публичные библиотеки активно посещаются в любое время дня (а университетские, работающие в режиме публичных, для всего населения, и ночью).

О массовой работе: Нет пределов этой стороне деятельности библиотеки. Нет ни возрастных, ни тематических ограничений. В рамках одной задачи мы решаем сразу несколько: привлекаем новых читателей, увеличиваем обращаемость фонда. В конечном счете повышаем престиж библиотеки. Каждое такое «мероприятие» – новые друзья, новые помощники, возможно – спонсоры библиотеки.  Но нельзя подменять «мероприятиями» повседневную работу с читателями, приходящими в библиотеки в первую очередь за книгами и журналами.

Наши недостатки: Много библиотекарей, работающих в режиме ожидания. Читатели сами ничего делать не умеют: все им подай, принеси. Мало механизации и автоматизации. Фонды закрыты, охранных систем нет, слишком много разных отделов, у которых свои двери, фонды и заведующие. Часто в каждом отдельная запись.

Библиотечные специальности: Если читатель – главное лицо в библиотеке, ясно, что самую ответственную работу в ней выполняют те, кто непосредственно работают  с ними. Это сотрудники читального зала и абонемента. В зарубежных библиотеках такая работа считается самой ответственной и квалифицированной. А нам надо подумать: как перестроить традиционные представления о том, что с читателем может работать каждый более или менее образованный человек без профессиональной подготовки.

Высокая квалификация должна быть у библиографа. Комплектатор должен знать фонд, книжный рынок, иначе будут приобретаться не очень нужные книги. Большой объем специальных знаний должен иметь каталогизатор, создающий каталог как в карточной, так и в электронной форме. Библиотекарь, занимающийся массовой работой, должен иметь талант организатора,  от массовых мероприятий зависит престиж библиотеки. Неплохо библиотекарям уметь писать, работать с прессой. Нужно, чтобы в библиотеках работали люди, понимающие суть своего труда.

Вот таковы выдержки из статей Сукиасяна.

А от себя советую - читайте  профессиональные журналы!                                  

   Шестакова И.Н. – зав.ЦБ

 

Всей семьей в библиотеку

2008 год Указом Президента  России  объявлен Годом семьи.

Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных  мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа, мама, дети, бабушки, дедушки.

Ежегодно  в Нижнеилимской  Межпоселенческой централизованной системе, которая объединяет 23 библиотеки,  проходят мероприятия, посвященные чтению в семье, семейным традициям, семейным ценностям. Это   тематические вечера «Семь +Я = Семья»,  вечера отдыха «Вот оно - семейное счастье», выставки рисунков  и фотографий «Семейная шкатулка», конкурсные программы «Читающая семья – дружная семья», праздники «Ты и я плюс наши дети – лучшая семья на свете!», день открытых дверей «Всей семьей в библиотеку» и многое другое. В этом году  библиотекари уделили больше внимания работе с семьями. Были изданы памятки для родителей «Как подготовить ребенка к школе», «Лучшее лекарство для ребенка – прочитанная сказка»; рекомендательные списки «Путешествуем с мамой по  волшебным сказкам», «Мастерим вместе с папой», «Крепка семья – крепка держава» и множество закладок.  В каждой библиотеке оформлен стенд «2008 год – Год семьи». Проведены  театрализованные представления, праздники,  семейные конкурсы…. Радовало, что на все мероприятия ребята приходили не только  с мамами, но и с папами, бабушками, дедушками.

      На одном из праздников «Неразлучные друзья – это мама, папа, я», приуроченного ко Дню защиты детей –  в Центральной детской библиотеке им. Ю.Черных  дети и родители не только путешествовали со сказочными героями, играли в игры, отгадывали загадки, но и  «посадили»  Дерево дружбы. Мамы, папы и ребята обводили свои ладошки на зеленой бумаге, вырезали их  и на большой лист ватмана  приклеивали  листочки – ладошки. Выросло замечательное дерево – Дерево дружбы. Хочется отметить, что  такое «выращивание» дерева объединяет не только членов одной семьи, но и семьи, которые ранее были незнакомы. Интересно было наблюдать, как обрисовывали свои ладошки папы и вырезали их. Дома же они редко берут в руки карандаши, бумагу и ножницы! А мамы и дети справлялись  ловко!

          Библиотекари Центральной библиотеки  на  вечере – отдыха «Вот оно- семейное счастье» предложили детям  написать или нарисовать, что для них  значит семья. Это было не просто на бумаге, что детям не интересно, а на бумажных фигурках, где они могли представить себя, маму, папу. Семилетний Паша пишет: « Я очень люблю свою маму. Мы с мамой занимаемся спортом, катаемся на горных санках». Девятилетняя Маша  отметила, что у неё самая счастливая жизнь, а родители самые лучшие на свете.  Дети, которые не умеют писать,  рисовали своих родителей, братьев и сестер. Наблюдать за  девчонками и мальчишками было очень интересно не только библиотекарям, но и родителям.

        Библиотекари п.Новая Игирма   в Масленичную неделю провели семейный конкурс «Семья в куче - не страшны и тучи».Каждая семья – участница  оформила выставку фотографий и рисунков из семейного архива. Конкурсантам было предложено семь заданий, т.к. «Широкая Масленица» - это праздник семи дней.

         1 конкурс «Встречей» -  приветствие семей, визитная карточка. Каждая семья  творчески представила себя.

        2 конкурс «Заигрыши», работники библиотеки провели конкурс «Сохраните галерею..». Какой-то «Грамотей» перепутал название картин. Участникам необходимо было восстановить подлинные названия шедевров, и каким русским художникам они принадлежат.

       3 конкурс  «Лакомка». Всем известно, что в Масленицу все семьи пекут блины.

Наши участники рассказали нам, какие блины пекли  в масленую неделю и поделились своими рецептами.

          4 конкурс «Разгул»   Здесь мы узнали о традициях, привычках, особенностях, увлечениях каждой семьи.  Этот конкурс еще раз доказал, что каждая семья уникальна.

         5 конкурс  «Тещины вечерки».  Родители и дети раскрыли свои таланты в исполнении частушек. Все зрители убедились, в том, что частушка не устарела, а напротив, стала мобильней, острее, горячее.

       6 конкурс «Золовкины посиделки».  В этом конкурсе члены семьи проявили актерские  способности, раскрывая свои таланты в импровизации русских народных сказках.

        7 конкурс Седьмой день масленицы –«Прощеное воскресенье». Три команды соревновались между собой в отгадывании загадок. Победила дружба. Закончились конкурсы. Кто же впереди? Трудно пришлось жюри, ведь каждая семья по - своему индивидуальна и прекрасна. Решили обойтись без мест, а наградить семьи по номинациям – «Самая дружная», «Самая веселая», «Самая артистичная»… Праздник закончился чаепитием с блинами, медом и вареньем. В самом отдаленном  поселке Заморский в библиотеке интересно прошел вечер «Семь + я = семья». Он был приурочен к Международному Дню семьи.  Восемь семей соревновались в различных конкурсах, показывая свою эрудицию, смекалку, фантазию. Между конкурсами  звучали песни в исполнении вокально - танцевального кружка СДК. А ученики начальных классов  подарили всем присутствующим сценку «В гостях у Мухи-Цокотухи». Вечер прошел интересно и с юмором. Все семьи участники получили грамоты и благодарности, а также сладкие призы.

         А самым ярким   и запоминающимся  оказался  районный творческий конкурс для читателей «Читаем всей семьей». Приняли участие 62 семьи из города и посёлков района.  На конкурс были представлены  оригинальные  работы  о чтении в семье, раскладушки,  буклеты, альбомы, фотографии, отзывы о прочитанных всей семьей книгах, рекомендации  и советы другим читателям.

        Много интересных поделок по прочитанным книгам было сделано руками детей и родителей. Это  картины из соленого теста и бисера, вязанные сказочные герои и поделки из глины,  бумаги, дерева. В наше стремительное время, век электронной техники, при занятости родителей, такие конкурсы объединяют семью, раскрывают таланты не только детей, но и родителей.  Все работы были представлены на выставке в Центральной библиотеке.  Победители конкурса  награждены  дипломами и ценными подарками   книгами.

 Василенко Светлана – методист МЦБС

 

Правовая информация для всех

 

Правовые знания являются частью общей культуры человека. Эти знания – как воздух. Они нужны всем!  В последние годы произошли большие изменения в оценке роли и  места  правового образования в массовом сознании российских граждан, что отразилось в  увеличении спроса на юридическую литературу, значительном повышении интереса к правовым знаниям и правовой информации.

Десять лет назад в соответствии с межведомственной программой «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек»  появились первые ПЦПИ, получившие общественное признание.

Конечно, оперативная правовая информация  базируется на современных компьютерных технологиях, но   с компьютеризацией городских и сельских библиотек  увеличивается число ПЦПИ.

 Большинство запросов связано с ежедневными потребностями людей, ищущих у нас ответы на насущные вопросы, касающиеся жилищно-коммунального обслуживания, пенсионного обеспечения, военной службой, прав молодежи.

В  МУК «Нижнеилимская МЦБС»  с 2005г.  действует  районная программа «Правовые знания - каждому», работает информационно - правовая служба на базе  Информационного Центра открытого доступа, который  предоставляет для пользователей правовую программу  «Консультант +»,  ежемесячно обновляемую.   В целях получения населением информации о муниципальных правовых актах в соответствии с законодательством,   центральная  библиотека получает один обязательный экземпляр «Вестника районной думы и администрации МО «Нижнеилимский район». Правовые акты заносятся в базу данных, информация о них вывешивается на стенд «Новости местного самоуправления». Неопубликованные материалы постановлений и решений мэра  района хранятся в папках Центральной библиотеки,  и отправляются в г.Иркутск в Книжную Палату, в Центр депозитарного хранения печатных документов Иркутской области.

Благодаря участию в районном конкурсе по правовому просвещению в 2007году, фонд ЦБС  пополнился правовой литературой,  улучшилась работа в  этом направлении.

Но из отчетов за 2008 год видно, что планомерно правовым просвещением не занимается никто.   Активизация работы происходит во время выборов:  выставки, стенды, обзоры, беседы;  иногда  встречи с депутатами,  очень редко  круглые столы, деловые игры.  Лучше всех сработали  БСЧ и библиотека №3 п. Новая Игирма. 

В БСЧ проведено анкетирование среди учащихся  «Знаешь ли ты свои права?», показавшее, что дети плохо знают свои права и имеют смутное  представление о значении  законов.  Поэтому для них  организованы уроки права  « Ты и твои права», «Знай закон смолоду» с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних.

Для  взрослой аудитории  прошли обзоры – обсуждения «Гражданская активность», встречи с кандидатами  в депутаты ЗС. Постоянно действует выставка «Право выбора».

           В библиотеке№3 п.Новая Игирма  в марте месяце состоялся круглый стол «Мы и власть» с  участием администрации и учащихся школ поселка. Цель  данного мероприятия – привлечь молодежь к обсуждению острых проблем поселка. Было задано много вопросов  в адрес администрации, многие вопросы были критические. Во время обсуждений ребята высказали свое мнение и работники администрации отметили, что молодежь волнует положение не только в поселке, но и в России.  

Новоигирменский  клуб «Ориентир» - помогает подросткам адаптироваться к жизни, учит их жить в современном  обществе, регулировать свои отношения с государством и другими людьми. В течение года проведен  цикл мероприятий:

Интересно прошел урок правоведения «Я гражданин России». Ребят познакомили с государственными символами страны, с историей герба и флага Российского. Разгадывали кроссворд, исправляли неточности в изображении герба России, который предварительно был неверно изображен на ватмане. Час  вопросов и ответов. В ходе этого мероприятия были затронуты вопросы: «Права человека», «Равенство людей», «Папа, мама и я – счастливая семья». Целью  мероприятия «По лабиринтам права»  являлось привлечение внимания молодежи к правовому просвещению, к умению найти пути решения  жизненных проблем.  Ребятам рассказали, что, зачастую отстаивая свои убеждения, они не учитывают  интересы общества. В ходе мероприятия обратили внимание подростков на общечеловеческие ценности, необходимость уважения закона и прав граждан.

Интересной была дискуссия «Человек, закон, жизнь».  Обсуждались такие темы, как «Главные права каждого человека – право на жизнь, право  на неприкосновенность» и др.    В конце мероприятия провели игру – викторину «Имею право».

В библиотеке №6 п. Хребтовая  наиболее значимыми стали мероприятия, проводимые в преддверии выборов Президента РФ. Познавательная  программа для молодежи  «Вместе с тобой голосует Россия»  прошла совместно со специалистом по работе  с молодежью при администрации поселения. Деловая игра «Экзамен на гражданина»   помогла  молодежи  осознать,  насколько полезно знать законы и понять, как применять их в жизни. 

В библиотеке № 5 п. Рудногорск разработана программа «Правовые знания – молодой семье», очень хорошее начинание, но свелось к обзорной деятельности и работе со старшеклассниками – правовой факультатив «Под сень надежную закона…», деятельность которого не раскрыта.

Опыт социального партнерства в повышении правовой культуры будущих избирателей в стенах библиотеки очень интересен коллегам, но таковой в отчетах не представлен, хотя  многие библиотекари работают с избирательными участками.

В 2009году выборов не будет, только довыборы депутатов Думы Нижнеилимского района, и Думы Радищевского муниципального объединения. В октябре 2010 года – выборы мэра района и депутатов Думы Нижнеилимского района.

В отчетах  слабо отражено важное направление – работа с органами местного самоуправления. Обзоры, часы информации, стенды и то не у всех.

В каждой библиотеке должен быть стенд или выставка  «Правовые знания - каждому» и вестись информационно- библиографическая работа по этому разделу.

Время подтверждает важность повышения уровня правовой культуры подрастающего поколения, особенно молодежи, от которой во многом зависит успешная реализация получаемого ими права выбирать и быть избранным. Вступая в пору гражданской зрелости, молодой человек должен  владеть знаниями в области избирательного законодательства, быть готовым активно  и осознанно участвовать в выборах, интересоваться их результатами.  В планах на 2009 год – Год молодежи, это направление должно стать одним из приоритетных.

                                        Агафонова О.Н. – зам. директора МЦБС

 

Опыт   коллег

«Мама, папа, я – читающая семья!»

Здравствуйте, дорогие гости!

Сегодня в этом зале мы собрались не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим,

И дружбе в наших семьях наш праздник посвятим.

Такими приветственными словами 16 ноября  библиотека №4 микрорайона «Киевский» пос. Новая Игирма  встречала читающие семьи Галицких, Мериновых и Тарасовых на празднике, посвященном Дню читающей семьи. Возрождая добрую традицию семейного чтения, библиотекари провели литературную викторину, организовали  веселую  конкурсно – игровую программу. Во время мероприятия дети и родители вспоминали пословицы и поговорки о семье, читали стихи, участвовали в конкурсах. Особенно запомнились подвижные конкурсы  «Не урони шарик», «Кенгуру», где игроки проявили  смелость, ловкость и сноровку. Хочется отметить совместное участие детей и родителей.  Каждый читающий человек в душе актер. Вот и наши участники проявили свои таланты, разыграв  старую русскую сказку на новый лад «Сказка про царя и царевну,  Ивана – царевича и серого волка».

Праздник удался на славу!  И хотя в этот день был 30-ти градусный мороз, в библиотеке №4 было тепло и уютно каждому из гостей.  В заключении  все пили чай с вкусными конфетами и получали подарки – книги, раскраски, карандаши!

Испытываешь огромное  удовлетворение и радость от проделанной работы, когда видишь счастливые глаза детей и родителей,  когда ребёнок, прижимая библиотечную книжку и подарки к груди, говорит: «Я завтра с мамой к вам ещё приду».  Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье!

                 Шегутова Светлана Александровна –

 зав. библиотекой №4 п.Новая Игирма

 

Октябрь - то плачет, то смеется.

В  сентябре мы приходили в себя после летних отпусков, получая при этом новые познания в области библиотечного дела (побывав в командировках в Иркутске, Усть-Илимске). Конечно, проводили  литературные уроки по заказу преподавателей, но масштабного ничего не было. А вот в октябре мы встрепенулись, почувствовали прилив творческих сил от  снега, от прохлады читального зала и провели в последних числах  месяца три крупных мероприятия, очень разных по темам, по настроению, по предназначению, по восприятию людьми.  На поэтическом вечере «Осенние мотивы большой поэзии», конечно, звучали стихи. Нет классиков, которые бы не создали поэтические строки об этом времени года (Фет, Тютчев, Пушкин, Есенин – всех вдохновляла осень). Ведущая вечера, Мироманова Татьяна, познакомила присутствующих и с «осенними» стихами иркутских поэтов. Мне в голову почему-то приходили строки Ларисы Рубальской:

       Моя душа настроена на осень,

       Гостит печаль на сердце у меня.

       Опять часы показывают восемь – Короткий миг сгорающего дня.

       В тот день в саду проснулись хризантемы

       И были так беспомощно-нежны…

Или вот еще  стихотворение – сюжет «Осень» (это уже Пастернак):

    «…Привязанность, влеченье, прелесть!

    Рассеемся в сентябрьском шуме!

    Заройся вся в осенний шелест!

    Замри или ополоумей!»

Как эти поэты слова-то подбирают, уму непостижимо!

А как душевны строки Б.Окуджавы («Прощание с осенью»):

    Осенний холодок. Пирог с грибами.

    Калитки шорох и простывший чай.

    И снова

    неподвижными губами

    короткое, как вздох:

   «Прощай, прощай…»

Были подобраны прекрасные слайды – картины, фотографии с осенними пейзажами, проведена небольшая викторина «Чьи это строки?». Пришли на наше мероприятие члены клуба «Живое слово».

К 90-летнему юбилею комсомола мы провели игру для взрослых «Если тебе комсомолец имя».  Было 6 команд-участниц (служащие детсадов №1 и «Лесная сказка», Дома-интерната «Милосердие», ЦТРДЮ ( яснее - из Дома пионеров), журналисты из «Илимских вестей», ветераны комсомола). Для проведения игры,  требуются средства для поощрения  участников. Нашим расторопным  организатором, Ольгой Филь, такие средства были  найдены в городской администрации – 5 тысяч! (уметь надо себя рекламировать!). Проводить подобные мероприятия мы уже наловчились так, что обычно все проходит как по маслу. Конкурсы были разнообразными – и музыкальный, и творческий, и конкурс «Вспомни дату» (для капитанов) – использовали и песни, и живопись, и черный ящик был. Какая удача, что есть нужная техника! – все было наглядно,  задорно, по-комсомольски! Так, в игровой форме вспомнили вехи истории комсомола. Даже Казимир Иванович как почетный гость остался доволен, хотя до проведения этого мероприятия сказал, что нельзя сводить к игре такую серьезную тему.

Третье мероприятие под названием «Суровая драма народа»  проведено в День памяти жертв политических репрессий – 30 октября и посвящалось оно людям, пережившим мрачные события в истории нашей Родины. Надо упомянуть, что провели мы его по просьбе Управления департамента социальной защиты населения, которое  выделило нам средства – 2 тысячи, на них был выпущен буклет.  Пригласили людей, пострадавших от сталинских репрессий, учащихся из школ и колледжа, которые должны знать нашу историю. Присутствовал на мероприятии Мэр нашего района Гендельман С.Я.

      Сначала мы провели литературно-музыкальную композицию. Звучали стихи А.Жигулина, отрывки из книги «Озерлаг: как это было», песни «Вальс 37-го года» в исполнении А.Розенбаума, «Ленинград» (на стихи О.Мандельштама пела А.Пугачева), «Валенки» Л.Руслановой. На экране показывались отрывки из фильма «Завещание Ленина» - это  биография писателя В.Шаламова. Была оформлена книжная выставка «Архипелаг ГУЛАГ», на которой были представлены произведения А.Солженицына, А.Рыбакова, В.Шаламова, Е.Гинзбург, Г.Жженова.  Было дано слово приглашенным. Делиться воспоминаниями на эту тему очень тяжело. Рассказала о своем отце Зинаида Ивановна Сокольникова, показала справку об его реабилитации.   Среди присутствующих была Зинаида Леонидовна Панова. В далеком 1938 году был арестован ее отец, труженик, колхозник. Мать осталась с ребятишками, которых было шестеро. Надумала повеситься в сарае, увидел дед, успел спасти. Мужиков увозили на барже, мать забежала в воду, хотела передать в корзинке яйца, ее оттолкнули милиционеры. Отец погиб на шахте в Норильске. Страшное было время. Могли прийти за любым, в любое время дня и ночи, арестовать за неосторожное слово, за колоски, подобранные на колхозном поле для голодных  ребятишек.

Юрий Иннокентьевич Стрелов зачитал отрывки из своих рукописей о людях, с которыми его сталкивала жизнь, и которые были репрессированы.

 Мне кажется, никто не остался равнодушным к данной теме, к тому, как мы ее представили.

Вот так, в октябре, мы были лириками, трагиками, комсомольцами и просто библиотекарями, которые могут прочувствовать  любую тему.

 

Шестакова Ирина Николаевна –

 зав. отделом обслуживания ЦБ

 

«Бисерная россыпь»

 

Изделия из блестящих шариков привлекали своей красотой людей с давних времен. Переливаясь всеми цветами радуги, чудесные бусины – шарики околдовывают своей красотой, пробуждая творческие замыслы. Подобное лучезарное зрелище можно создать своими руками.

       При Новоигирменской библиотеки работает кружок «Бисерная россыпь». Занятия проводятся 4 раза в месяц, по четвергам. Кружок посещают дети с 4 по 6 классы, а также дети из приюта «Светлячок». В процессе изготовления ребята изучают основы бисероплетения, основы цветоведения, узнают новые технологии плетения.

              Ребята с удовольствием делают сувениры, как для себя, так и для пап и мам к праздникам: 23 февраля и 8 марта, к Новому году, ко дню рождения друзей. Большое внимание уделяется изготовлению декоративных изделий, украшающих быт. Изготовили такие изделия как: сувенир «Знаки зодиака», панно «На кухне», «Обитатели моря», композиции цветов «Весенний букет», «Полевые цветы», «Лилии» и многое другое.

     Плетение из бисера – это прекрасное средство развития художественного, эстетического вкуса, умственных способностей, трудовой и творческой активности, усидчивости. Занятия в кружке вырабатывают у детей чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

           Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии.  Важно то, что в процессе работы у ребенка развивается чувство прекрасного, поддерживается творческое начало. Работы ребят выставляются на  различных выставках. А самое главное, что дети с удовольствием посещают кружок!                              

 

  Попкова Наталья  - библиотекарь

 библиотеки №3 п.Новая Игирма

 

Неделя информации о литературе начала ХХ века «Воспоминания о Серебряном веке»

 

Работа началась с оформления выставки – просмотра. Были выставлены книги, журналы, иллюстрации, фотографии по литературе, философии, искусству Серебряного века. Затем был  разработан цикл  мероприятий:

          24 ноября Премьера книги В.Лаврова «Холодная осень. И.Бунин в эмиграции 1920 – 1953г.»

           25 ноября  Вечер – портрет «Имя твое – птица в руке»- М. Цветаева»

           26 ноября  Вечер поэзии «Отчего душа так певуча» О. Мандельштам»

27ноября Литературно-музыкальная композиция «Незнакомки Блока»

           28ноября  Вечер молодых поэтов в литературном кафе «Бродячая собака»

        Большая работа проведена по рекламе:  объявления через СМИ, афиши- объявления в школах и организациях. Тема Недели информации «Воспоминания о Серебряном веке» собрала истинных любителей литературы.

           Литературные вечера прошли с большим успехом, они были оформлены персональными выставками, музыкальными вставками, что усиливало эмоциональное восприятие. Сценарии литературных вечеров написаны сотрудниками Центральной библиотеки.

       Подробнее хочется остановиться на заключительном вечере. В нем участвовало 11 сотрудников ЦБ и ЦДБ. Мы постарались воссоздать атмосферу литературного кафе «Бродячая собака», которое открылось в Петербурге в 1912 году. Роль режиссера Б.Пронина исполнил зав. ЦДБ Д.В.Безгачев.

Роли молодых поэтов сыграли:

Гумилева Н.- электроник Кузнецов А.,

Ахматову А.– библиотекарь читального зала ЦБ Ростовцева Е.,

Мандельштама О. – сотрудник БСЧ  Панченко А.,  

Гиппиус З. -  библиотекарь ЦБ Груздева О.,

Тэффи Н.- методист  Василенко С., 

Цветаеву М. – организатор массовой работы ЦДБ Тугарина О.,

Одоевцеву И.- организатор массовой работы ЦБ Филь О.

Вели вечер «Друзья собаки»: зав. отделом обслуживания ЦБ Шестакова И.Н. и гл. библиограф ЦБС Шевцева Т.М.

     Звучали прекрасные стихи, воспоминания о поэтах. Мы как бы перенеслись в прошлое и прикоснулись к шедеврам Серебряного века. Конечно, охватить всех писателей, поэтов, философов и других представителей Серебряного века в рамках одной Недели информации просто не представляется возможным. Поэтому, исходя из отзывов наших слушателей, было решено сделать посещение литературного кафе «Бродячая

собака» регулярным и посвящать вечер отдельной творческой личности.

           Всем, кого заинтересует эта тема, могут обращаться в отдел обслуживания ЦБ, где находятся книги воспоминаний, сборники стихов, и собраны материалы о Серебряном веке в картотеках.

 

                                                                                                                                                                                 Шевцева  Татьяна Михайловна –

библиограф МЦБС

 

События   2009 года

2009 год – Год молодежи  в РФ (указ президента №1383 от 18.09.2008г.)

 2009 год по решению ЮНЕСКО объявлен Годом  Н.В.Гоголя

 

Положение

О проведении мини-фестиваля,

посвящённого 200-летию Н.В.Гоголя

«На ярмарке Гоголя»

 

«Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для  своего народа, как Гоголь для России»  - писал Н.Г.Чернышевский.

  Классика вечна и современна, её  можно и нужно читать, и наша  задача преподнести её читателю так, чтобы было интересно. Цель

- активизировать чтение классической литературы, в данном случае, произведений Н.В.Гоголя.

Задачи

 - усилить роль библиотек в стимулировании чтения классической литературы;

- ввести в круг чтения произведения Н.В.Гоголя.

Сроки проведения

  - мини-фестиваль будет проходить с 15 января по 31 марта 2009г.

  Принимают участие все библиотеки МУК «Нижнеилимская» МЦБС.

Конкурсы:

- на лучшую книжную выставку, посвящённую 200-летию Н.В.Гоголя.

    Предоставить в методический отдел подробное описание выставки:  название  разделов, список литературы, соответствующей заглавию рубрик,  указать материалы, сопутствующие оформлению. Можно представить макет или цветную фотографию. Будет учитываться оригинальность, оформление и профессионализм.

 

- на лучшее библиографическое пособие  малых форм для детей и взрослых, посвящённое  жизни и творчеству Н.В. Гоголя.

  (памятки, закладки, буклеты, проспекты, рекомендательные списки, планы чтения  и др.),

- творческий конкурс с детьми и взрослыми по произведениям Н.В.Гоголя.

Это может быть мини-спектакль, театрализованное представление, театр одного актёра, миниатюра, инсценирование  и др. 

   Возраст участников  с  12 лет   и  старше

   Время  - не более 15 минут.

  Будет учитываться   оформление (декорации, представляющие эпоху того времени,  использование костюмов или элементов  костюма), артистизм участников.

Для подведения итогов творческого конкурса необходимо создать жюри не менее  3-х человек.  Рекомендуем привлечь клубных  работников, преподавателей литературы. У кого есть возможность,  сделать запись на видео и выслать  в методический отдел.

   

  Заявку на участие в творческом конкурсе  прислать в методический отдел

 к 20 февраля 2009г  

 Заключительные мероприятия пройдут во время Недели детской и юношеской книги.

  Победители  конкурсов  получат дипломы, грамоты  и призы.

 

Участие всех библиотек  обязательно.

 Работа, посвящённая  200-летию Н.В.Гоголя должна вестись в течение  всего года.                                                                                                                                                                         

                                                     Оргкомитет

Список сценариев:

Ильдюганова Г.Г. «На ярмарке  Н.В.Гоголя»// Читаем, учимся, играем.- 2005.- №11.- С.82-83.

 

Рославцева В.И. «Над кем смеетесь, господа?!»// Читаем, учимся, играем. – 2008.- №10.- С.76-80.

 

Краснобаева Н.Ф. Чудеса, да и только// Читаем, учимся, играем.-2004.- №1.- С.11-19.

 

Гайворонская Т.А. Улыбка и смех – это для всех// Читаем, учимся, играем.-2004.- №1.- С.20-22

  - литературная игра по  книге «Вечера на хуторе близ 

       Диканьки»

 

Белякова В.Н. «Очерк о жизни и творчестве Н.В.Гоголя//Последний звонок.-2005.- №12.- С.10-12

    - урок-портрет

 

Областные конкурсы

 

·        III областной молодежный информационный марафон.

·        Областной конкурс идей по продвижению чтения среди молодежи «Молодежь выбирает книгу».

·        «Молодежь Иркутской области в лицах» - конкурс позволит найти на территории области настоящих самородков, уникумов, которыми можно по праву гордиться, и сформировать «золотой запас» области,

·        дав возможность талантливейшим ребятам развиваться, делать карьеру и достойно представлять регион.

·        Проект «Сельская молодежь» направлен на поддержку молодых работников сельхозпредприятий, сельских клубов, школ и библиотек, а также студентов, получающих сельскохозяйственные профессии. В результате  отбора будут определены лучшие проекты для реализации на селе, а победители смогут пройти стажировку на ведущих российских предприятиях сельского хозяйства.

Курсы повышения квалификации:

·        «Сельская библиотека: новая стратегия, новые возможности»  (г.Иркутск)

·        «Детская библиотека – среда развития читательской культуры» (г.Иркутск)

 

Семинары, творческие лаборатории:

·        «Библиотека как  молодежный центр информации: действующие модели»  (г.Братск)

·        «Новые подходы в оценке деятельности библиотек» (г.Ангарск, г.Саянск)

 

 «Открывая книгу друг другу». Детские писатели в гостях у читателей  детских библиотек» - литературный марафон в рамках фестиваля «Книга года» (г. Железногорск).

 

Это интересно!

Одиннадцать советов от детского писателя

Вадима Левина,

чтобы превратить чтение в удовольствие

 

1.Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он  станет читать сам, сохраняйте ритуал чтения после обеда или на ночь. Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди -  к взаимному удовольствию.

2.Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном  месте (ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой…. А через некоторое время спросите: ну расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3.Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4.Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5.Подпишитесь  на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга. 6.Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнения приятелей значат больше, чем советы родителей.

7.Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8.Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате, или отведите место в общем книжном шкафу.

9.Запишите его в детскую или районную библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.

10.Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

11.Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.

 

 

 

 

 

Ответственный  за  выпуск:   Т.М. Меснянкина

 

 

Составители – редакторы:

 С.А. Василенко, Г.И. Храпкова, О.Н.Агафонова

 

 

Компьютерный набор:  С.А. Василенко

 

 

Тираж  50 экз.

 

Издательство МУК «Нижнеилимская МЦБС»  методический отдел

г.Железногорск – Илимский, 8 кв. дом 23,  а/я 129

 

тел. 3-26-46

Hosted by uCoz