Hosted by uCoz

Муниципальное казенное учреждение культуры

ижнеилимская центральная межпоселенческая библиотека им. А.Н.Радищева"

_________________________________________________________________________________________________________

           

В тени великих современников
 

Мельников Павел Иванович (Печерский Андрей) (1818-1883)

К 195-летию со дня рождения

 

 

 

Художник быта патриархальной России

    Павел Иванович Мельников, более известный как Андрей Печерский, или—Мельников-Печерский—самобытнейший русский писатель узкой направленности. Всю свою жизнь он создавал эпические полотна быта русского народа в Поволжье. Будучи чиновником по особым поручениям, Мельников по долгу службы часто сталкивался с раскольниками.  Именно поэтому  описания раскольничьего быта в двух его главных произведениях—«В лесах» и «На горах» - являются непревзойдёнными по своей реалистичности, красочности и мастерству.

      Будущий писатель родился в обедневшей дворянской семье. В будущем дослужился до высокого чина действительного статского советника. По отзывам современников, на службе отличался  необычайным, даже излишним, рвением. Поначалу—нетерпимый борец со старообрядчеством, позже—страстный его защитник—биография писателя полна подобных противоречий. Известный писатель, он удостоился чести быть портретированным для Третьяковской галереи по заказу её создателя—но при этом  практически не общался с собратьями по перу.  Поздние годы жизни Павла Ивановича были омрачены душевной болезнью, которая, в том числе, возникла и по причине перенапряжения сил—во все годы зрелости он был единственным кормильцем своей немалой семьи.

        

Необычный русский быт

      Первое серьёзное произведение Мельникова—«Красильниковы» - будучи опубликованным в журнале «Москвитянин» в 1852 году, открыло целую череду блестящих публикаций повестей и рассказов автора в ведущих литературных журналах России того времени. Это были, в основном, «Русский вестник», «Русский дневник» и «Современник». Что примечательно, занимая ответственный пост в Министерстве внутренних дел, Мельников, в своих произведениях, тем не менее, подвергал резкой критике чиновничий произвол, помещичью жестокость, купеческую алчность и лицемерие священства—что ортодоксального, что старообрядческого. И, что ещё более удивительно, его произведения не были запрещаемы цензурой!

       До Мельникова в русской литературе практически не существовало искреннего восхищения русским бытом. После «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Мёртвых душ» восторгаться, действительно, было трудно. Но именно у Мельникова, повествовавшего в своих произведениях о многих нелицеприятных сторонах русской жизни, тем не менее, впервые, пожалуй, после «Слова о погибели Русской земли» (сер. 13 в.) рефреном прозвучало: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты...»...

      Интересны в очерках, рассказах, повестях и романах Мельникова не только описания природы. но и повествования о прошлой и настоящей жизни русского человека. В своей повести «Старые годы» Мельников, возможно, явился предтечей нового жанра в русской литературе—исторического детектива. В этом ключе была создана и другая значительная вещь писателя—повесть «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», обогащённая, к тому же, и элементами публицистики.

     Основным в творческом наследии писателя является его многоплановое панорамное повествование о жизни Поволжья—романы, составляющие дилогию —«В лесах» и «На горах», созданное в течение 10 лет—с 1871 по 1881 годы.

 

Берег левый, берег правый...

 Широчайшая палитра жизни всех, без преувеличения, слоёв населения Левобережья Правобережья Волги дана автором в, соответственно, романах «В лесах» и «На горах». В первом из них впервые в отечественной литературе Мельников показал положительный тип крупного купца, в образе Патапа Чапурина. Это было смело. Широта души, отсутствие стяжательства, любовь к людям выгодно отличают Чапурина от огромной массы «коллег», образами которых буквально наводнена русская литература. Ярко выписаны в романе образы Манефы, Флёнушки, Насти, Алексея и Марьи Гавриловны. Фоном, на котором разворачивается по воле автора борьба страстей, стали раскольничьи скиты,  ярмарки, деревни и сёла. Судьбы некоторых из этих героев прослеживаются автором и в «На горах» - романе с собственной канвой повествования, где с большей яркостью показаны взаимоотношения богатых и бедных...

  Хронология создания значительных произведений

 1852—«Красильниковы»

 1857-1859—«Дедушка Поликарп», «Поярков», «На станции», «Старые годы», «Непременный», «Медвежий угол», «Именинный пирог», «Бабушкины россказни»

 1861—«Гриша»

 1862—«Письма о расколе»

 1867—«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская»

 1871-1874—«В лесах»

 1875-1881—«На горах»

Издания произведений

  Собрание сочинений. В 8 т. Т.5. На горах. Кн. 1. Ч. 1-2 (гл. 1-14) / сост. и общ. ред. М.П. Еремина, ил. худ. И.С. Глазунова.—М.: Изд-во «Правда», 1976.— 478 с.

   Собрание сочинений. В 8 т. Т.6. На горах. Кн. 1. Ч. 2 (гл. 15-24). Кн. 2. Ч. 3 / сост. и общ. ред. М.П. Еремина, ил. худ. И.С. Глазунова.—М.: Изд-во «Правда», 1976.— 478 с.

   Собрание сочинений. В 8 т. Т.7. На горах. Кн. 2. Ч. 4.; Очерки поповщины / сост. и общ. ред. М.П. Еремина, ил. худ. И.С. Глазунова.—М.: Изд-во «Правда», 1976.— 559 с.

  В лесах. В 2-х кн. Кн. 1.—М.: Худож. лит., 1977.—621 с. 

  В лесах. В 2-х кн. Кн. 2. / примеч. В. Мещерякова.—М.: Худож. лит., 1977.—557 с. 

  Рассказы и повести.—М.: Правда, 1982.—528 с.

  Старые годы: рассказы и очерки / сост. и примеч. А.А. Макарова.—М.: Моск. рабочий, 1986.—544 с.

 

Составитель: Безгачев Д.В. - библиограф Нижнеилимской ЦМБ им. А.Н. Радищева

 

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© МКУК "Нижнеилимская ЦМБ им.А.Н.Радищева" 2009-2014

mailito:ilimlib@yandex.ru

665653 Иркутская область,

г.Железногорск-Илимский,8 квартал, дом 23

тел. 8(39566)32815

факс 8(39566)32815

Яндекс.Погода  Праздники России Яндекс.Метрика      

Rambler's Top100